Диагностика
Логопедическое обследование ребенка крайне необходимо для определения уровня его речевого развития, в него входят:
1. Диагностика (около 1 часа).
2. Консультация родителей.
3. Написание логопедической характеристики.
4. Обсуждение с родителями индивидуальной программы сопровождения ребенка.
Перед проведением диагностики предлагается заполнить анамнез – анкету, в которой родители описывают основные моменты развития ребенка, начиная от рождения, условия его жизни. Все полученные данные помогают понять причину нарушения и спланировать свою работу так, чтобы максимально помочь малышу.
Проводится исследование состояния речи ребенка по следующим направлениям:
Обследование когнитивной сферы: интеллект, познавательная деятельность, процессы памяти, внимание (в том числе слуховое), мышление. Именно эти операции лежат в основе освоения речи.
Речевая сфера. Чтобы правильно диагностировать нарушение, необходимо понимать, какой или какие компоненты речевой функции нарушены: Звукопроизношение, дифференциация звуков речи, лексика, связь слов в предложении, грамматическая сторона речи, просодика.
Моторное развитие, которое лежит в основе интеллектуального. Здесь обследуются:
уровень тонуса (гипер- или гипотонус мышц)
уровень пространственного поля (оценивается как ребенок использует слух, зрение, осязание для получении информации о внешнем пространстве, как эти движения подстраиваются под форму, размер положение предметов в пространстве)
уровень действий предметных действий (помогающий ребенку манипулировать предметами)
виды праксиса (общий, который отвечает за движением тела, рук и ног, кистевой и пальцевый, оральный и артикуляционный)
Обследование уровней понимания речи. Эффективность диагностики в том, что за симптомами рассмотреть само нарушение.
Грамматический строй речи. Умение владеть приемами словоизменения и словообразования, умение составлять предложения, грамматически верно сочетать слова в предложении, правильно использовать предлоги.
Звукопроизносительная сторона речи. Пропуск звуков, искажения, замена, смешение.
Просодика. Речевое дыхание, высота, тембр, сила, голоса.
Слоговая структура. Нарушение количества слогов в слове, увеличение количества слогов, последовательность слогов, упрощение путем отсекания согласного звука.
Эмоционально-волевая сфера. Глазной и тактильный контакт. «Полевое поведение» (нарушение в том, что ребенок не задерживает длительно внимание ни на людях, ни на предметах). Повышенная утомляемость. Повышенная тревожность. Отсутствие границ.