Диагностика 


Логопедическое обследование ребенка крайне необходимо для определения уровня его речевого развития, в него входят:

   1. Диагностика (около 1 часа).

   2. Консультация родителей.

   3. Написание логопедической характеристики.

   4. Обсуждение с родителями индивидуальной программы сопровождения ребенка.

Перед проведением диагностики предлагается заполнить анамнез – анкету, в которой родители описывают основные моменты развития ребенка, начиная от рождения, условия его жизни. Все полученные данные помогают понять причину нарушения и спланировать свою работу так, чтобы максимально помочь малышу.


Диагностика

Проводится исследование состояния речи ребенка по следующим направлениям:

Обследование когнитивной сферы: интеллект, познавательная деятельность, процессы памяти, внимание (в том числе слуховое), мышление. Именно эти операции лежат в основе освоения речи.

Речевая сфера. Чтобы правильно диагностировать нарушение, необходимо понимать, какой или какие компоненты речевой функции нарушены: Звукопроизношение, дифференциация звуков речи, лексика, связь слов в предложении, грамматическая сторона речи, просодика.

Моторное развитие, которое лежит в основе интеллектуального. Здесь обследуются:

       уровень тонуса (гипер- или гипотонус мышц)

       уровень пространственного поля (оценивается как ребенок использует слух, зрение, осязание для получении информации о внешнем пространстве, как эти движения подстраиваются под форму, размер положение предметов в пространстве)

       уровень действий предметных действий (помогающий ребенку манипулировать предметами)

       виды праксиса (общий, который отвечает за движением тела, рук и ног, кистевой и пальцевый, оральный и артикуляционный)

Обследование уровней понимания речи. Эффективность диагностики в том, что за симптомами рассмотреть само нарушение.

Грамматический строй речи. Умение владеть приемами словоизменения и словообразования, умение составлять предложения, грамматически верно сочетать слова в предложении, правильно использовать предлоги.

Звукопроизносительная сторона речи. Пропуск звуков, искажения, замена, смешение.

Просодика. Речевое дыхание, высота, тембр, сила, голоса.

Слоговая структура. Нарушение количества слогов в слове, увеличение количества слогов, последовательность слогов, упрощение путем отсекания согласного звука.

Эмоционально-волевая сфера. Глазной и тактильный контакт. «Полевое поведение» (нарушение в том, что ребенок не задерживает длительно внимание ни на людях, ни на предметах). Повышенная утомляемость. Повышенная тревожность. Отсутствие границ.