Коррекция произношения звуков 


Для того чтобы ребенок правильно начал произносить нарушенные звуки, проводится работа над управлением органами речи и речевым дыханием. Учимся напрягать и расслаблять язычок, удерживать в нужном положении, направлять в нужное русло воздушную струю.
Для этих целей служит артикуляционная гимнастика — комплекс специальных упражнений для губ, языка, нижней челюсти.

Такая гимнастика должна проводиться регулярно. В начале ребенок и логопед сидят перед зеркалом: взрослый показывает образец выполнения, ребенок повторяет. В последствии, когда малыш хорошо научился выполнять эти упражнения, визуальная опора не нужна. Существует множество интересных заданий, чтобы процесс выполнения был не скучным.


Далее идет этап постановки звука. Здесь логопедическая работа идет по следующим направлениям: развитие восприятия речи, формирование речевого слуха, развитие артикуляторной моторики, работа непосредственно по постановке звука. Если у ребенка не получается повторить звук по подражанию, то используется механическая помощь зондами или зондозаменителями.

Следующий этап введения звука в речь.

К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребенок изолированно (бывает сразу в слогах) произносит совершенно правильно и четко при продолжительном или многократном повторении.

Существует строгая последовательность введения звука в речь:

    автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);

    автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце);

    автоматизация звука в предложениях;

    автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах;

    автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах;

автоматизация звука в разговорной речи.

Этап дифференциации звуков речи.

Работу по различению звуков на слух следует начинать с фонетически близких звуков: твердых и мягких, звонких и глухих, свистящих и шипящих, аффрикат и звуков, входящих в их состав.

Определена следующая последовательность дифференциации звуков:

б - п, д - т, г - к, з - с, ж - ш, с - ш, з - ж, ц - с, ч - т, ч - щ.


Занятия проводятся в игровой форме, не за столом.

Вводим звук в речь с подключением игр по развитию моторики, пространственных представлений, работой над грамматикой, а также применяется работа с помощью нейропсихологических игр. Они нужны для детей, которым сложно сосредотачиваться, запоминать материал, переключаться с одного вида деятельности на другой, а также тем, у кого есть проблемы с поведением. Они будут полезны и тревожным детям, которые боятся ошибок.

В игре у малыша растёт интерес и мотивация к занятиям.